Запись создана 4.06.2009

Мое знакомство с романом Джеймса Крюса "Тим Талер, или Проданный смех" состоялось, когда мне было 9 лет. И книга меня поразила. Чем именно – я тогда сама не понимала. Ясно, что не тем, что смех важнее денег – к деньгам я тогда относилась чуть ли не с презрением, сказывалось воспитание в советском детском саду. Видимо, я поняла, что эта сказка чем-то отличается от всех других сказок, которые я тогда знала. Сейчас я считаю, что жанр «Тима Талера» ближе к подростковой фэнтези, чем к традиционной сказке вроде «Волшебника Изумрудного города».
При первом же знакомстве с книгой я задалась вопросом: утратил ли Тим только смех как проявление эмоций или вообще чувство юмора и способность радоваться? И пришла к выводу: с эмоциями у Тима было все в порядке, но он не мог выразить их мимикой, из-за чего люди его не понимали, считали занудой. Вспомним, что уже после потери смеха, выиграв на ипподроме, на вопрос приятелей «Что это ты прячешь под одеждой?» Тим отвечает: «Паровоз!». Шутка была совершенно искренней, на «дежурные шутки» дети в этом возрасте не способны. И я считаю, что это правильно. Должно быть что-то в человеке, чего не в силах отобрать у него никакая черная магия.
С бароном Тречем вообще особая история. Прежде всего – я никак не могла понять, кто он такой на самом деле и почему не может смеяться? Злой волшебник? Но злые волшебники не занимаются бизнесом, они сидят в пещерах и плетут заклятья. А может, человек, который, подобно Тиму, в свое время отдал свой смех в обмен на магические способности? Впрочем, теперь я получила ответ на свой вопрос. Барон Треч оказался Астаротом, одним из самых могущественных демонов ада. Слово «Астарот» у Джеймса Крюса написано черным по белому, только я в 9 лет его не знала, конечно. А уж об эмоциях, связанных с этим персонажем, и говорить нечего – настолько они были смешанными. Дело в том, что при всем неприятии этого персонажа он вызывал у меня сочувствие. Я знала, что в конце он будет побежден, как и все злодеи. У Тима, лишенного смеха, все же была надежда. Треч в финале лишается смеха до конца времен, и он знает это. Кстати, здорово эта сцена показана в экранизации...